музеи Москвы
Дом музей Гоголя
для школьных и корпоративных групп
Единственный из сохранившихся в Москве домов, где жил Николай Васильевич Гоголь, это здание на Никитском бульваре. В эту квартиру писатель, творец «Мертвых душ», был приглашен своим другом, еще одним знаменитым писателем, Алексеем Толстым. Случилось это в 1848 году.
Экспозиция музея размещается в анфиладе комнат первого этажа главного дома усадьбы. В каждом из помещений внимание привлекает ведущий предмет. Он превращён в символическую инсталляцию и выражает акцент комнаты.
В гостиной ведущим предметом является камин – мрачный и холодный. Именно в нем писатель сжег второй том «Мертвых душ».
Вся мебель в гостиной красного дерева, обитая штофом. На стенах развешены несколько гравюр, акварелей, итальянских пейзажей. В красном углу – массивная икона. На столе – маленький подсвечник, колокольчик для вызова слуг, книги, записная книжка, чашка с блюдцем.
В кабинете Гоголь не только работал. Здесь он встречался с друзьями, отдыхал, читал, молился. Спальное место писателя отгорожено ширмой, правда, в кровати он спал редко. По воспоминаниям современников, большую часть ночей Гоголь проводил в кресле, а по утрам, перед приходом слуг, приводил кровать в беспорядок. Шкафчик недалеко от кровати писатель использовал как аптечку. Известно, что Гоголь имел слабое здоровье, большую часть своей жизни прибегал к лекарствам, лечебным травам. У писателя был больной желудок, он был убежден, что не доживет до старости.
На стенах кабинета развешены портреты важных для писателя людей – оптинских старцев, с которыми он вел переписку.
Экспозиция зала «Ревизор», где главным предметом является кресло, повествует о русском театре первой половины XIX века. Зал, где писатель принимал гостей, оформлен в театральном стиле – бархатные драпировки, переносящие нас в уютное убранство Александрийского театра, где впервые состоялась премьера «Ревизора»
Есть в музее и комната памяти, где атмосферу создает посмертная маска Гоголя. Именно в этой комнате в 9 часов утра 21 февраля 1852 года писателя наши мертвым. Это маленькое, мрачное зашторенное помещение с темно-синими портьерами. На стенах картины с изображением храма, где отпевали писателя и монастыря, где он был захоронен.
ЭКСКУРСИИ:
«Быт дворянской усадьбы» Интерактивное занятие |
Программа рассчитана на школьников младших и средних классов. В ходе занятия ребята получат возможность «прожить день» в старинной усадьбе, узнают об обитателях московских имений, их буднях и праздниках, о воспитании юного дворянина, кодексе чести, судьбе дворянства в России и пр. Вовлечение школьников в занятия и забавы русского дворянства (бальный и визитный этикет, язык цветов и веера, живые картины) окунёт их в атмосферу дворянской Москвы первой половины XIX века. |
«Мертвые души. Разговор по душам» Интерактивное занятие |
По сути это диалог, в который вступает со старшеклассниками сотрудник музея, ведущий дискуссию. Вопросы, предлагающиеся к обсуждению, появляются в ходе знакомства с экспозицией музея и связываются с рассказом о замысле поэмы, истории ее создания, восприятии ее современниками. В конце дискуссии школьникам предлагается сформулировать собственное мнение о прочитанном произведении. |
«Путешествие в Запорожскую Сечь» Интерактивное занятие |
Это интерактивное занятие даст вам возможность совершить путешествие в пространстве и времени, став участником отряда Тараса Бульбы, который отправился со своими казаками в Запорожскую Сечь. Вместе с Тарасом Бульбой вы преодолеете днепровские пороги и окажетесь на легендарном острове Хортица. Занятие предусматривает возможность побыть актёром, историком и этнографом, а также испытать себя в интеллектуальном поединке на знание содержания знаменитой повести Гоголя. |
«Урок словесности» Интерактивное занятие |
Занятие рассчитано на младших школьников, в ходе которого они получают общее представление о жизни писателя и его эпохе, через художественное прочтение уже знакомых им произведений (басни И. А. Крылова, «Аленький цветочек» С. Т. Аксакова, стихов А. С. Пушкина, Ю. М. Лермонтова и т.д.) знакомятся с литературным окружением Гоголя, узнают об этапах исторического развития русского языка, рождении новых слов. В занятие включены литературные игры, викторины, поэтические состязания, в ходе которых дети приобщаются к жизни родного языка и русской культуры. |
Детство и юность Н. В. Гоголя |
Вы узнаете о жизни маленького Никоши в родовом имении в Васильевке на Полтавщине, всех сложностях его лицейской жизни в Нежине, переезде в Санкт-Петербург |
Играем в театр. Загадка «Ревизора» Интерактивное занятие |
В ходе занятия школьники узнают историю создания комедии, знакомятся с особенностями театра времен Гоголя, присутствуют при споре литературных критиков, участвуют в читке пьесы, а затем сами становятся актерами, получают урок актерского мастерства и размышляют над непреходящей актуальностью гоголевской пьесы. |
История создания поэмы «Мертвые души» |
Рассказ об истоках поэмы (биографических и литературных), постепенном расширении замысла в ходе творческой эволюции писателя, цензурных перипетиях при издании первого тома; затрагиваются также вопрос взаимоотношения Гоголя и Пушкина, тема пути в творчестве писателя, образ России |